Илу


Илу
         Ил, Эл, Илум, Илим, Элим, Элохим — первонач. «сильный», «могучий», приняло значение «бог» — др.-семит. верхов. божество. В зап.-семит. миф. верхов. бог, демиург и перво-предок. Основные сведения об И. содержатся в угарит. текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всем зап.-семит. ареале. И. — отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Живет И. «у источ. Реки, у истока обоих Океанов», т.е. в цент-ре мироздания (возможно, локализовавш. у источ. Афка в Ливане). И. — олицетворение плодоносящ. начала, бог плодородия, и, как таковой, именов. быком. Он, в частн., вступает в свящ. брак (воспроизводивш. в угаритском храмовом действе), от к-рого родились боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. И. возглав. совет всех богов — его детей. Супруга и дочь И. — мать богов Асират. И. предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения И., однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой (так, Анат добивается его разрешения построить дом для Балу (Алиййану-Балу). Отличит. черты И. — пассивность, бездеятельность; он прежде всего символ высшей власти. В угарит. списке богов И. предшествует «Илу отцовский», вероятно, его отец, к-рого И. свергает (позднее и в др. местностях отцом И. считался, очевидно, Баалшамем — владыка неба). Но и И. постепенно теряет фактич. власть. Как верхов. бог И. изображался в виде величеств. длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благославляющим жертвователя, а также в образе быка. К 1-му тыс. до н.э. культ И. постепенно вытесняется культами местных божеств. В иуд. доиудаистич. пантеоне образ И. (Эла) уже в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. сливается с образом Йахве. В эллинистич. период И. отожд. с Зевсом и Кроносом, реже — с Ураном. По финикийской теогонии Санхонйатона — Филона Эл-Крон (И.) — сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай), брат Дагона.
         Он восстает против Урана и побеждает его, от него рожд. новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына, Элиун (финик.), или (на иврите) Эльон, явл., согл. теологии Санхонйатона — Филона, отцом Урана и Геи (его супруга — Берут) и растерзан. диким зверем; на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась И. (возможно, просто его эпитет); он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима. И., вероятно, тожд. аморей-ский бог Лим, в Месопотамии — Марту. Сказания об И. (Элькунирши) проникли в хеттскую миф.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Смотреть что такое "Илу" в других словарях:

  • ИЛУ — [Ил (угарит. i1, финик. 1), Эл (финик. 1, иврит. е1), Илум, Илим, Элим (угарит. ilm, финик. lm), Элоах, Элохим (иврит. älôãh älôhîm); первоначально «сильный», «могучий», приняло значение «бог»], древнесемитское верховное божество. В… …   Энциклопедия мифологии

  • Илу — древнесемитское верховное божество, олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия. Изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами. В эллинистический период Илу отождествлялся с Зевсом и… …   Исторический словарь

  • қилуқол — [قيل وقال] гуфтугӯй бо овози баланд; баҳсу мунозираи пурхурӯш; бе қилуқол а) бегуфтугӯ, бешубҳа; б) бидуни баҳсу мунозира; бе муҳокима …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Илу, Элохим — (финик., семит.) – «могучий» – древнесемитский верховный бог, демиург и первопредок, отец богов и людей. Считался создателем Вселенной, властелином мироздания, почитался как бог плодородия, в качестве которого именовался быком. Изображался в виде …   Мифологический словарь

  • беқилуқол — [بي قي ل و قال] бегуфтугӯ, бечунучаро: бешубҳа; албатта: беқилу қол розӣ шудан …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Бал-илу —     (Халд.) Одно из многих названий Солнца. Источник: Теософский словарь …   Религиозные термины

  • БАЛ-ИЛУ — (Халд.) Одно из многих названий Солнца …   Теософский словарь

  • ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Мифологические представления западносемитских народов ханаанейско аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 3 го тыс.… …   Энциклопедия мифологии

  • Западносемитская мифология —          миф. представления зап. семит. народов ханаанейско аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистич. культа Яхве, моавитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 3 го тыс. до н.э. Сирию, Финикию… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • БАЛУ — позднее Баал (общесемит. b l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Б. бога бури,… …   Энциклопедия мифологии

Книги

Другие книги по запросу «Илу» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.